ЗВОНИТЕ АДВОКАТУ 8(912)24-15-978

Когда к вам приходит с проверкой инспекция по труду, то вам придется исполнять требования инспектора. Необходимо знать его права, а при допущении им нарушений можно использовать свои права на обжалование его действий или признание результатов проверки незаконными.ошибки трудовой инспекции при проверке работодателя

Основными документами, которыми регламентируется порядок проведения проверок, являются Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) и Постановление  Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее — Постановление N 875).

О плановой проверке юридическое лицо уведомляют в течение трех рабочих дней до ее начала посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) государственной инспекции труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, а о внеплановой выездной проверке — не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом.

Срок проведения плановых и внеплановых проверок не должен превышать 20 рабочих дней.

Предмет проверки:

- соблюдение работодателями требований трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработка;

- соблюдение государственных нормативных требований охраны труда;

- выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления надзора в сфере труда нарушений и проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и защите трудовых прав работников.

 

Итак, государственный инспектор должен:

1) проводить плановые проверки только при наличии оснований, т.е. на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля ежегодных планов и не чаще, чем один раз в три года;

2) соблюдать сроки уведомления работодателя о проведении плановой или внеплановой проверки;

3) привлекать к проведению мероприятий по контролю только аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и аттестованных в установленном порядке граждан;

4) проводить внеплановые проверки только при наличии оснований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, а именно:

4.1. после истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

4.2. при поступлении в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

4.3. на основании приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

При этом не могут быть основанием для проведения проверки анонимные обращения и заявления.

В приказе или распоряжении, составленном по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141, обязательно указываются предмет проверки и основания ее проведения, а также должностное лицо, которое должно проводить проверку. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа вручаются под роспись руководителю, иному должностному или уполномоченному лицу одновременно с предъявлением служебных удостоверений;

5) предъявить удостоверение установленного образца, иначе инспектора вы можете к проверке не допускать;

6) запрашивать только документы, относящиеся к предмету проверки. В противном случае действия инспектора можно квалифицировать как грубое нарушениеЗакона N 294-ФЗ;

7) при изъятии для анализа образцов используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, инспектор обязан уведомить об этом работодателя или его представителя и обязательно составить соответствующий акт (один экземпляр которого получаете вы);

8) при проведении проверки не выходить за пределы своих полномочий, в частности не пытаться разрешить трудовые споры, т.к. трудовые споры рассматриваются согласно ст.381-397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами, а инспектор труда выявляет нарушения трудового законодательства, допущенные работодателем и выдает предписания об устранении установленного в результате проверки очевидного нарушения трудового законодательства;

9) соблюдать сроки проведения проверки;

10) предоставить работодателю акта проверки. В силу части 4 ст.16 Закона N 294-ФЗ после завершения проверки должен быть оформлен акт проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному лицу под расписку об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, протоколы исследований, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В случае отсутствия такого лица, в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

11) не допускать привлечение к проведению проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с организациями, в отношении которых проводятся проверки.

12) инспектор не имеет права осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку, если при ее проведении отсутствует руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица (если только основанием для такой проверки не является причинение вреда жизни и здоровью граждан). Однако, в то же время юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований. Это противоречие закона суды рассматривают в основном в пользу государственных инспекций.

 

Таким образом, если работодатель не согласен с решением государственного инспектора, то в силу ст.361 ТК РФ он может обжаловать его соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд.

Обжаловать работодатель может акт проверки, предписание, протокол или постановление о привлечении к административной ответственности. Кроме этого, на любые действия или бездействие инспектора, противоречащие нормам законодательства, можно подать жалобу руководителю по подчиненности или главному государственному инспектору.

Однако работодателю нельзя забывать и о своих обязанностях и тем более об ответственности, предусмотренной за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда. Помните, что любое несогласие с действиями инспектора должно быть обоснованным.

И еще — если по результатам проверки вашу организацию привлекли к административной ответственности и вы решили обжаловать такое постановление, не затягивайте: времени у вас немного, всего 10 дней. Пропущенный срок, конечно, может быть восстановлен по вашему ходатайству судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, но причины пропуска должны быть уважительными.

Адвокат по гражданским делам в Екатеринбурге — Баганов Андрей Александрович

baganov63@mail.ru        www.svbaktiv.ru      8(912) 24-15-978 (МТС)     8(965) 521-20-72 (Билайн)

Юридические услуги для бизнеса и семьи. Вам удовольствие от результата — мне от процесса
СПАСИБО! Благодарю за использование сайта! Надеюсь, что мой сайт был полезен вам.